Туризм в России

Leave a comment 0 ответов к “Туризм в России”

В современной мировой экономике туристическая отрасль — одна из ключевых; по объему доходов туризм занимает третье место, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Доля туризма в мировом рынке услуг составляет 30%, ежегодно инвестиции в туризм увеличиваются на 35%. В туризме сосредоточено до 7% всего мирового капитала.

По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2010 г. мировой туристический поток достиг 935 млн человек. По сути, каждый седьмой житель Земли является туристом. В среднем за время отдыха турист тратит $2 тыс., т. е. только прямая выручка от туризма составляет порядка $2 трлн.

Нужно понимать, что туризм оказывает мультипликативный эффект на другие отрасли и может стать «локомотивом» для развития и оздоровления экономики целых регионов. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, туриндустрия имеет самый высокий коэффициент создания рабочих мест:
1 рабочее место на 3 туристов.

При этом к 2020 г. прогнозируется практически двукратное увеличение турпотока. Это почти два миллиарда человек, которые обеспечат создание до 600 млн рабочих мест. Это означает, что каждый десятый житель Земли так или иначе будет задействован в туристической отрасли.

Современные туристы — это не просто люди с рюкзаками, которые распевают в лесу песни под гитару. Сегодня туризм выходит на принципиально иной уровень, выступая одним из главных мировых драйверов экономического развития. Кроме того, туризм оказывает положительное влияние на имидж принимающих стран, помогает гостям избавиться от негативных стереотипов, что, в свою очередь, способствует укреплению экономических, деловых, культурных связей между государствами и их интеграции в глобальные процессы.

Ну а что же происходит в это время в России? Мы сейчас, по большому счету, исключены из общемирового туристического процесса. Ежегодно к нам в страну приезжает только 2 млн иностранных туристов, тогда как заграницу отправляется 12 млн россиян в год, которые тратят там миллиарды долларов.

Мы занимаем 4-ое место в мире по количеству объектов всемирного природного наследия, в лидерах мы и по количеству памятников культуры. Всемирная туристская организация ставит нас на 5-ое место среди стран, наиболее привлекательных для туристов. Это высочайший потенциал. И, безусловно, он еще вырастет после проведения в России мероприятий мирового уровня, которые активно поддерживаются и нашим правительством, и лично Президентом. Это Универсиада в Казани и Олимпиада по легкой атлетике в 2013 г., Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, Чемпионат мира по хоккею в 2016 г. и Чемпионат мира по футболу в 2018 г.

При этом по реализации нашего уникального потенциала мы, по оценке Международного экономического форума, находимся, к сожалению, только на 59-ом месте.

Причины отставания известны. Это старые, но дорогие гостиницы; крайне неразвитая транспортная система внутри страны; сомнительный сервис. Огромная проблема — наша сложная, архаичная процедура выдачи виз иностранцам, устаревшие миграционные регламенты. И для динамичного решения вопроса о безвизовом пространстве между Россией и Евросоюзом необходимо как можно скорее рассмотреть возможность в одностороннем порядке отменить визы на въезд жителей развитых стран в Российскую Федерацию. Именно с этого шага, сделанного еще в 1946 году, начался туристический бум во Франции.

Туризм для России — отрасль экономики с низким приоритетом. По объему затрат на развитие туризма мы уступаем, например, Гамбии, Камбодже, Парагваю. Страна вкладывает в привлечение одного туриста в 10 раз меньше, чем в среднем другие государства. А в целом по уровню господдержки отрасли мы находимся только на 122 месте.

Не занимаясь туризмом должным образом, мы терпим колоссальные убытки. Если рассматривать по странам, то в США прямой вклад туризма в ВВП — это $400 млрд, в Китае — $167 млрд, во Франции — $97 млрд. И доходы России от туризма могли бы быть сопоставимыми. Если к нам будет приезжать 50 млн туристов, нужно просто умножить это число на $2 тыс. — это дополнительные $100 млрд к ВВП. По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году Россия продала за рубеж нефти на $171,7 млрд. То есть туризм по своему потенциалу вполне сопоставим с сырьевыми отраслями.

И мы уже начали постепенно отвоевывать свою долю туристического рынка. По инициативе и при поддержке Президента на принципах государственно-частного партнерства для реализации масштабного инфраструктурного проекта Северокавказского туристического кластера была создана компания «Курорты Северного Кавказа». Государство предложило инвесторам систему госгарантий на 70% общего объема заемного капитала в случае форс-мажора, разработало систему налоговых льгот и преференций для резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Это привлекло в проект не только российских, но и зарубежных инвесторов, которые готовы работать на Северном Кавказе, несмотря на негативный образ региона, который поддерживается в СМИ.

Уже к настоящему моменту ОАО «КСК» заключило юридически обязывающие соглашения с инвесторами из Франции, Кореи и Сингапура на сумму $3,3 млрд, с российскими инвесторами — на 77 млрд руб. И это только начало: проект привлекательный, коммерчески выгодный, перспективный, что доказывает золотая награда в номинации «Лучший проект будущего» на престижном конкурсе MIPIM Asia Awards 2011 в Гонконге.

Если говорить о конкретных результатах, то сейчас завершается разработка мастер-планов, ведутся землеустроительные работы, определяются границы земельных участков на местности, идет инвентаризация земель. Проанализированы потребности курортов в инженерной, транспортной и иной инфраструктуре, определены объемы и источники финансирования ее создания. В частности, предполагается реконструировать шесть аэропортов (Краснодар, Майкоп, Минеральные Воды, Нальчик, Беслан, Махачкала) и построить четыре новых аэропорта (Дербент, Матлас, Мамисон, Зеленчукская). На Архызе уже состоялось официальное открытие первых объектов горнолыжной инфраструктуры: для туристов начали работать две трассы и четырехкресельная канатная дорога, способная перевозить до 1800 человек в час.

Все это доказывает, что механизм государственно-частного партнерства оправдал себя: амбициозный проект в сложном северокавказском регионе имеет все основания для того, чтобы стать настоящей туристической Меккой.

Однако было бы неправильно ограничивать его работу только регионами юга России. Не меньшими возможностями по привлечению туристов обладают Байкал, Алтай, Коми, Карелия. На эти регионы можно распространить имеющийся успешный опыт, что и позволит России получить те самые 50 млн туристов или $100 млрд к ВВП. Потенциал у нас есть, его нужно только использовать.

Не нужно забывать о великолепном туристическом потенциале Москвы. К сожалению, даже здесь пока статистика удручающая: наша столица занимает только 48-ое место в списке 60 городов, привлекающих иностранцев. По официальной международной статистике, к нам приезжают 4,1 млн гостей из-за рубежа, и мы с вами понимаем, что львиная доля от этих четырех миллионов приходится на трудовых мигрантов. Для сравнения: Лондон ежегодно посещает 15 млн туристов, Париж — до 27 млн, что в 12 раз больше населения города. И мы можем привлечь соразмерное число туристов — если сделать исторический центр Москвы туристической зоной с кафе, сувенирными лавками, экскурсионными бюро, как это сделано в Праге или Барселоне; вывезти госучреждения; построить новые гостиницы, в том числе в категории low-cost. Пока даже сложно оценить, какую прибыль получит городской бюджет. Но, например, в Лондоне туристы ежегодно тратят свыше 10 млрд фунтов стерлингов, т. е. порядок цифр очевиден.

И в связи с этим дальновидным и стратегически верным представляется поручение Президента о возможности переноса значительной части госучреждений за пределы существующих границ города. Это позволит, наконец, избавить город от бесконечного транспортного коллапса, и разглядеть красоту Москвы, ее экономическую привлекательность как крупного туристического центра.

Важно решить вопрос о дальнейшем развитии туризма в Сочи, где в рамках подготовки к XXII Олимпийским играм создали с нуля или реконструировали мощную спортивную, туристическую, транспортную, инженерную инфраструктуру. Все объекты, построенные в городе, рассчитаны на многолетнее использование и имеют резерв мощности с учетом перспективы долгосрочного развития территории. Есть свободные площади для развития.

За счет соединения горного кластера в Краснополянском поселковом округе и прибрежного кластера на Имеретинской низменности Сочи становится уникальным местом, которое можно превратить в курортный город самого высокого уровня: утром турист может искупаться в море, а после обеда, проехав всего 40 км, прокатиться на лыжах по заснеженному горному склону.

Я убежден, что Олимпиада пройдет на высочайшем уровне. А что будет дальше? Известно, что строительство обошлось не в запланированные 379 млрд руб., а в 1,3 трлн руб. Стоимость выросла в 3,5 раза — огромные суммы. Это связано с завышенными требованиями МОК к Олимпийским объектам, с частыми изменениями проектных решений, очень сжатыми сроками строительства.

Но сейчас уже поздно говорить о причинах. Важно, что высокая стоимость объектов и отмена олимпийских льгот после завершения спортивных состязаний повлечет увеличение тарифов. За этим, соответственно, последует рост цен на туристические услуги. Параллельно заработают первые очереди курортов на Северном Кавказе, где туристам предложат, в том числе, бюджетный вариант отдыха. Все это неизбежно снизит конкурентоспособность Сочи как туристического центра.

Из чего город будет покрывать затраты? Только спортивная, социальная и гостиничная инфраструктура после Олимпийских игр будут «стоить» Сочи 5–10 млрд руб. ежегодно. Еще 50 млрд руб. составят расходы на эксплуатацию объектов, построенных к Играм: налоги на имущество, управленческие расходы, коммунальные услуги, вывоз мусора, оплата электроэнергии.

Решить проблему постолимпийского развития Сочи как спортивного и туристического центра можно только при комплексном подходе. Нужна единая управляющая компания, которая будет ответственна за создание концепции развития Сочи как города-курорта, организацию точек притяжения туристов, обеспечение привлекательного инвестиционного климата для развития малого и среднего бизнеса (мини-гостиницы, рестораны и пр.), развитие делового туризма (перепрофилирование и коммерциализация спортивных объектов).

Наиболее целесообразным механизмом развития Сочи в постолимпийский период представляется создание на его территории особой экономической зоны, которая будет включена в Северокавказский туристический кластер. Это позволит интегрировать Сочи в единый план развития туристической отрасли от Черного до Каспийского моря: он уже существует и успешно применяется в проекте туркластера. Соответственно, инвесторы (ответственные исполнители по строительству олимпийских объектов) — перспективные резиденты ОЭЗ рассчитывать на финансовые преференции и меры господдержки. Это позволит существенно снизить стоимость пакета услуг для конечного потребителя и, как следствие, привлечь в Сочи большее количество российских и зарубежных туристов.

Однако решить проблему туризма вообще, используя только какие-то частные инструменты — как те, что были предложены для Сочи и для Москвы, невозможно. Чтобы туризм стал приоритетной отраслью, драйвером российской экономики, необходима эффективная система управления. На уровне Правительства вопросы координации работы по направлениям туризма и спорта недавно были разделены между двумя вице-премьерами. Это абсолютно правильный подход. Во всем мире туризм — полностью автономная отрасль, а не второстепенный придаток к чему-то еще. И именно из-за того, что у нас туризм объединен со спортом и социальной политикой, ни Минспорттуризма России, ни Ростуризм не способны на все 100% реализовать мощный туристический потенциал страны в полном объеме, — а это, напомню, 5-ое место в мире.

Необходимо двигаться дальше, не ограничиваться полумерами, и опираться в развитии туризма на мировой опыт. Можно привести пример Турции — страны, где проводят отпуск сотни тысяч россиян. Там соответствующее ведомство занимается определением перспективных туристических зон, решением земельных вопросов, созданием компаний на принципах государственно-частного партнерства для строительства и управления туристической инфраструктурой, участвует в законотворчестве. Вклад отрасли составляет 10% от ВВП страны. Это $73,4 млрд, которые каждый год привозят в Турцию почти 29 млн туристов. И таких показателей страна достигла практически с нуля.

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о создании автономного ведомства, сфокусированного на развитии туристического бизнеса. И не важно, как оно будет называться: министерство, агентство, федеральная служба, государственная корпорация. Главное, чтобы оно обладало всеми необходимыми полномочиями для качественного управления туристической отраслью.

Под его контролем необходимо разработать новую систему налогообложения туристической отрасли, не связанную с механизмом создания ОЭЗ, но не менее привлекательную для инвесторов с точки зрения окупаемости туристических инициатив. Важно сформировать единый банк земли, гарантирующий защиту вложений инвесторов; разработать единую для всего государства стратегию продвижения курортов на внутреннем и внешнем рынке. Также необходимы единые для отрасли механизмы, которые позволят произвести модернизацию основных фондов: это могут быть как государственные гарантии для частных инвесторов, имеющие простые механизмы реализации, так и механизмы субсидирования процентных ставок. Необходимо отменить визовые ограничения на въезд в Россию иностранных граждан, в первую очередь, граждан Евросоюза и развитых стран мира. Оперативное устранение миграционных барьеров позволит уже в ближайшей перспективе увеличить объемы въездного туризма в Россию.

Президент страны в настоящее время ставит задачу по реструктуризации российской экономики. И мы видим, как с помощью достаточно несложных механизмов мы можем к $170 млрд, которые страна получает от продажи нефти, добавить еще $100 млрд. При этом мы обеспечим население рабочими местами в туристической индустрии, оздоровим экономику в депрессивных регионах, сформируем новый имидж России как отрытой, гостеприимной страны, готовой к диалогу с миром.

Ахмед Билалов
сенатор, вице-президент Олимпийского Комитета России, председатель Совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа»

Оставить комментарий